Программный продукт для составления учебных расписаний на платформе 1С

Составление учебного расписания в образовательном учреждении – трудоемкий процесс, вызывающий многочисленные сложности перед каждым учебным периодом. В ВУЗе, например, существуют специальные штатные единицы при кафедрах, на факультетах, занятые только этой задачей. Зачастую, трудозатраты, связанные с составлением расписаний измеряются тысячами часов в год

 

Во многих учебных заведениях этот процесс до сих пор происходит вручную на огромном листе бумаге  с использованием карандаша и ластика. При этом приходится учитывать множество условий, например, что

  • группа студентов или преподаватель, могут быть заняты только в одном занятии одновременно;
  • в помещении (аудитории, спортзале) может вестись одновременно не более одного занятия;
  • существуют различные ограничения, на то, может ли конкретное занятие  проводиться в конкретной аудитории;
  •  количество доступных помещений существенно ограничено;
  •  существует ограничения вида «когда преподаватель может, а когда хочет» вести занятие.  Такие же ограничения «предпочтения/возможности» могут быть заданы на группы студентов или помещения;
  •  и так далее. 

Составить приемлемое расписание, в котором учтены все эти ограничения – уже сложнейшая задача. А если при этом нужно: минимизировать количество окон, избежать перемещений между корпусами, то задача становится почти непосильной.  В этом случае приходится идти на компромиссы, забывая о пожеланиях некоторых преподавателей, проводя занятия в неприспособленных помещениях, разрывая учебный процесс на утренние и вечерние занятия. 

Очевидно, что автоматизация процесса составления расписаний существенно сократило бы трудозатраты и повысило качество расписаний. К сожалению, специализированные программные продукты, представленные в нашей стране, обладают ограниченным функционалом и не решают большинство задач. Использование же зарубежных продуктов не имеет смысла из-за существенных различий, возникающих между российскими и иностранными особенностями образования. 

Лаборатория 68 Института проблем управления РАН занимается созданием и внедрением наукоемких информационных систем. В 2012м году по заказу одного из федеральных университетов был создан и внедрен программный продукт на платформе 1С, автоматизирующий составление расписаний. 

В этом  программном продукте составлять расписание можно в автоматическом, ручном и смешанном режимах с учетом многих ограничений и условий. При этом можно построить как допустимое расписание, так и оптимизированное, в котором сокращено количество окон или количество используемых помещений. 

Процесс  составления расписаний в системе делится на следующие этапы: 

  •         ввод первичной информации: курсы, группы, дисциплины, преподаватели, помещения; 
  •         ввод учебного плана на семестр, в котором указывается, кто, для кого, какое занятие и в каком объеме должен провести; 
  •         ввод ограничений и предпочтений на преподавателей, студентов, помещения; 
  •         составление учебного расписания. 
Схематично, процесс представлен на рис.1 и рис.2. А на рис.3 представлена основная форма для составления расписания («шахматка», строки – дни недели, пары, колонки - помещения).  На шахматке отображаются уже поставленные в расписание занятия, а специальным цветом подсвечиваются ячейки, куда может/не может быть установлено занятие из нижнего списка «неупорядоченных» занятий. Оператор может вручную перетаскивать занятия из нижнего списка в шахматку или двигать занятия по шахматке. 

Таким образом, рассчитав шахматку автоматически, потом имеется возможность ее изменить вручную, или, наоборот, проставив что-то вручную, остаток можно рассчитать автоматически. 

Далее представлен список основных функциональных возможностей системы: 

  •         составление расписаний в разрезе семестров/кафедр/сценариев («пессимистичный», оптимистичный). Можно составить несколько расписаний и выбрать из них лучшее; 
  •         учет пожеланий и возможностей преподавателей (проф. Иванов И.И. не может во вторник и в четверг, а хочет в пятницу с 15 до 19), групп студентов (военная кафедра в четверг), помещений (в аудитории 105 собрание кафедры каждую пятницу с 16 до 18); 
  •         сравнение на допустимость: тип помещения/тип занятия, вместимость помещения/занятия при составлении расписания в любом режиме; 
  •         выбор произвольной периодичности занятий (неделя, две недели, сессия и т.д.); 
  •         параллельные занятия, разбитие на группы и потоковые лекции; 
  •         максимальное допустимое количество занятий в день; 
  •         первая/вторая смена; 
  •         оптимизация: минимизировать количество используемых помещений или минимизировать количество окон; 
  •         многое другое.

1
Рис. 1. Ввод учебного плана

2

Рис. 2. Составление расписания

3

 

Рис. 3. Составление расписания. Шахматка

Задача составления учебного расписания является  хорошо известной задачей комбинаторной оптимизации «Составление временных таблиц» (timetabling). Даже нахождение допустимого расписания является NP-трудной в сильном смысле проблемой.  Поэтому при ее решении необходимо использовать математические методы решения задач комбинаторной оптимизации. Их использование позволяет сократить трудоемкость вычислений, ускорить поиск допустимого или оптимального расписания.

Разумеется, у каждого ВУЗа есть свои особенности, которые необходимо учитывать при доработке/внедрении/использовании подобного продукта.

Институт проблем управления РАН имеет богатый опыт в этой области и приглашает к сотрудничеству партнеров/потенциальных клиентов.

Контакт: 

Старший научный сотрудник к.ф.м.н. Гафаров Евгений.

Москва, Профсоюзная д.65, ИПУ РАН

+7 495 334 87 51

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

О нас

Группа ORSOT проводит научные исследования в области теории расписаний и дискретной оптимизации.

Результаты исследований - быстрые математические алгоритмы решения оптимизационных задач, возникающих на практике: на производстве, транспорте и т.д.

Также мы разрабатываем и внедряем информационные системы с математической составляющей.

Войти

Copyright © 2012 ORSOT, Powered by warp